+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Call
RUS

All news

Корнелия Клаус: «Украшение Урала – киноцентр «Премьер»

Корнелия Клаус — член отборочной комиссии немецкого фестиваля документального кино DOK Leipzig, в 2016-м году она приезжала в Пермь на «Флаэртиану» и взяла интервью у президента фестиваля Павла Печёнкина и главного координатора Алины Стабровской. Вместе они рассказали о том, чем уникальна Пермская синематека и какое кино показывают в «Премьере».

Мы перевели текст интервью и публикуем его полностью. Ознакомиться с немецким вариантом можно в электронной версии (стр.11). Также рекомендуем прочесть интервью с самой Корнелией.

Приятного чтения!

________________________________________________________________________________________________________________________________

Октябрь 2016, Пермь

Автор: Корнелия Клаус

Переводчик: Ася Алыпова

 

Украшение Урала – киноцентр «Премьер». Это кинотеатр, синематека, архив и главная площадка фестиваля документального кино «Флаэртиана»

Президент «Флаэртианы» Павел Печёнкин и главный координатор Алина Стабровская – сотрудники киноцентра «Премьер», синематеки, расположенной у подножья Урала в городе Пермь, с населением в 1 миллион человек, который проводит сильный и амбициозный фестиваль документального кино. По случаю своего визита я взяла у них интервью, чтобы представить вам это необычное место.

–​ C какого времени киноцентр «Премьер» начал своё существование, и что послужило причиной его основания?

«Премьер» в каком-то смысле ведёт свою историю с 1958 года, когда было построено основное здание, в котором сейчас располагается кинотеатр. Тогда это еще не называлось кинотеатром «Премьер». В то время это было что-то вроде государственной областной дистрибьюторской организации. Из кинокопировальных фабрик, из разных городов – от Москвы до Новосибирска – сюда поступали кинокопии. Тогда существовала только государственная система проката, и подобные конторы были во всех областных центрах — в них концентрировали фильмы, которые приходили с копировальных фабрик, и отправляли их на киноустановки, которых в одном Пермском крае было около 1500. Сейчас, конечно, такое сложно представить.

Здесь же, на Пионерской 17, функционировал один зал, где показывали фильмы для прессы. Когда распался Советский Союз, в прошлое ушла сама технология такого распространения фильмов. Это своего рода была родовая травма, причина того, что происходит с прокатом и производством кино в современной России.

Переход от СССР к России совпал с распространением цифровых носителей. Тогда и начал зарождаться киноцентр «Премьер», каким мы его сейчас знаем. Его учредителем является КГАУК «Пермкино». В 2005 году, когда умер директор «Пермкино» Геннадий Шестаков, я, Павел Печёнкин, пришёл сюда работать. Здесь было два маленьких кинозала – один на 24, другой – на 33 места. В то время правительство выделило деньги на реализацию проекта «Пермская синематека»: 3 миллиона рублей. Небольшие деньги, но этого хватило, чтобы купить современные проекторы для DVD. До этого здесь смотрели фильмы только на видеокассетах. В 2006 году стартовал проект «Пермской синематеки». Это событие как раз совпало с юбилеем 70 лет Парижской синематеки. Ровно день в день мы открыли свою Синематеку просмотром фильма братьев Дарденн «Дитя», который получил главный приз в Каннах.

–​ Какова специфика Пермской синематеки?

Наша синематека — архив фильмов: документальных, художественных, на плёнке и в цифровом качестве, всего около 10000. На сайте киноцентра в миссии проекта «Пермская синематека» указаны основополагающие принципы нашей работы: развивать, просвещать, образовывать зрителя.

С самого начала работы Синематеки мы начали начали думать о медиаобразовательной работе. В нашу команду пришла Ольга Ахмедзянова, которая впоследствии возглавила отдел медиаобразования и работает в этой сфере до сих пор. Тогда уже существовал фестиваль «Флаэртиана», но в то время, конечно, здесь нельзя было проводить такое масштабное событие — мест было недостаточно, качество проекции было слабое — мы арендовали залы в сетевых коммерческих кинотеатрах.

–​ Хотелось бы поподробнее об архиве: какие фильмы есть в коллекции? Используете ли вы кинопленку в работе?

Плёночный архив – это собственно то, что досталось нам «по наследству». Там есть классика мирового кино, классика советского кино. Поступление копий закончилось с обрушением Советского Союза. Тем не менее, мы можем гордиться своей коллекцией: у нас есть всё, что показывалось в советских кинотеатрах, включая копии фильмов Андрея Тарковского, «Цвет граната» Сергея Параджанова. Есть копия, так называемого, трофейного кино «Тарзан и его подруга» - американский фильм Седрика Гиббонса, который был подарен СССР и шел в советских кинотеатрах. Это фильм 1934 года, но он был показан, конечно, уже после войны. Есть в хранилище и некоторые фильмы европейского кинематографа, например, Феллини…

Это действительно хороший архив, который создавался годами, и, конечно, мы используем его в работе. Например, 30 октября мы показали фильм «А прошлое кажется сном…» Сергея Мирошниченко. Это первый фильм, за который в 1988 году он получил госпремию. Это первый фильм, который рассказывал о коллективизации в Советском Союзе. О трагедии миллионов людей, которых «раскулачили» и выслали на север валить лес.

– Какие фильмы киноцентр «Премьер» предпочитает показывать? Есть ли чёткое разделение на мейнстрим, артхаус и художественные фильмы, как это существует в Германии?

В 2008 году мы построили еще три зала, они побольше – от 50 до 62 мест. Таким образом, общее количество мест возросло до 280. В шести залах удобно работать, именно такая формула позволяет предоставлять аудитории разнообразие. Такого разнообразия фильмов, как есть у нас, нет ни в одном сетевом коммерческом кинотеатре. Мы показываем и артхаус, и документальное кино, экспериментальные работы, российские, европейские, и американские независимые фильмы. Наш слоган – это «умное кино». На наш взгляд, это то кино, которое развивает, позволяет зрителю смотреть то, что в другом месте он не посмотрит, позволяет зрителю обсудить то, что он увидел. Значительная часть нашей аудитории приходят к нам из школ и университетов, что является результатом наших программ медиаобразования. Также кинотеатр Премьер – практически единственное место в Перми, где можно посмотреть фильмы с других фестивалей, включая победителей Каннского и Венецианского фестивалей, МКФ Локарно и Берлинале.

Наконец, мы показываем современные российские фильмы, например, Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова, но точно не массовое кино.

Понятно, что главное событие года, которое проходит на площадке «Премьера», — это фестиваль «Флаэртиана», для которого мы ставим два дополнительных зала и можем вмещать порядка 500 человек одновременно. После киносмотра мы получаем разрешения на некоммерческие показы лучших фильмов фестиваля, у нас идёт проект «Эхо Флаэртианы», как в городах Пермского края, так и в городах России – Казани, Омске, Москве, Челябинске и Тюмени. По сути, «Премьер» — это единственное место в провинциальной России, где 13% зрителей смотрит документальное кино! И, я думаю, число этих зрителей будет увеличиваться год от года. Я помню, в 2000 году, когда мы впервые провели «Флаэртиану» в Перми (до этого фестиваль проходил на курорте Усть-Качка), количество зрителей едва дотягивало до 3000. В этом году у нас уже 13 тысяч! Документальное кино действительно нашло здесь своё место.

–​ Сколько такого рода синематек существует в России?

С уверенностью могу сказать, что проектов, подобных Пермской синематеке, больше нет в провинции. Разумеется, в Москве есть Музей кино — то новое здание, которое построили на ВДНХ, и те просмотры, которые организуются в Третьяковской галерее. В Санкт-Петербурге есть Дом кино, в Екатеринбурге — Дом кино, но в таком чистом виде, в таком объеме (по количеству фильмов), по такой организации процесса, когда у нас есть отдел медиаобразования, и когда люди сюда идут, зная, что в других местах они не увидят этих фильмов. Такого больше нет нигде в России.

– Киноцентр «Премьер» финансируется государством или кем-то еще?

Как и Парижская синематека, Пермская синематека финансируется государством (примерно на две трети). Мы не имеем возможности пускать сюда зрителей бесплатно, хотя хотелось бы. Деньги, которые мы получаем от продажи билетов, в основном уходят на зарплату сотрудников. С дистрибьюторами мы работаем по стандартной схеме: по договорам мы выплачиваем 50% от кассы за показ фильмов. А остальные фильмы из коллекции классики мы иногда показываем бесплатно. Кроме того, у нас есть гос. задание, которое нам выдает Министерство культуры. Согласно этому гос. заданию, у нас должно быть 80 тыс. зрителей в год. Конечно, из года в год, мы перевыполняем этот показатель. Так за девять месяцев 2016 года мы перевыполнили план на 17%.