+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Call
RUS

All news

Сальвадор Дали, синефильский пикник и история одной семьи – коллекция французских и пермских фильмов на «Флаэртиане»

Впервые на «Флаэртиане» покажут международную программу любительского кино «Замочная скважина времени». Это коллекция съемок из Франции и Перми 1940-70-х годов, отобранная кураторами Мариной Дроздовой и Александром Киселевым. Показы пройдут на языке оригинала с русскими субтитрами.

Фильмы для программы предоставили Региональное агентство региона Центр-Долина Луары по книжной, визуальной и цифровой культуре CICLIC, Centre Val de Loire, Центр культурного наследия округа Иссуден, Синематеки Ниццы, Пермская синематека и частные коллекционеры Перми. Открытие программы приурочено к созданию видеоархива любительской кинохроники Пермского края.

В программе будет два показа 18 и 20 сентября. Первый – полнометражная картина «Я яростно люблю» (18+) Андре Бонзеля, который с детства фиксировал на камеру свою жизнь и собирал любительские анонимные снимки. В этой удивительной бурлящей смеси мы увидим историю его семьи, одержимой кино и сексом, и быт французов разных лет. Премьера фильма прошла на Каннском кинофестивале в прошлом году, на «Флаэртиане» состоится российская премьера картины. 

Второй показ – любительские киносъемки 30-40-х годов (12+). Зрители увидят четыре пермских и четыре французских коротких фильма от тех, кто когда-то просто фиксировал реальность на пленку. Например, «Дали презентует велосипед» посвящена известнейшему сюрреалисту, где за пару минут можно рассмотреть не только фирменный взгляд Сальвадора Дали или эпатажные позы и костюм, но и общение с Галой и случайными знакомыми, а «Когда кинолюбители решают поддать» — завтрак на траве неизвестных, но очень жизнелюбивых людей и другие кадры. 

Марина Дроздова, кинокритик, куратор программы

«Коллекции архивов любительских съемок есть в разных странах – конечно, размеры разнятся. Но во Франции – родине кинематографа – масштабы движения за сохранение визуального наследия как исторического архива социума несравнимы ни с какой другой страной. В синематеках разных регионов работают специальные отделы, которые называются примерно как “визуальное наследство” или “кинопамять”.

Вот, любопытно: с нашим многолетним синдромом синефилии мы, наконец, пришли к изысканиям в области архивов любительского кино – это мы пали

или возвысились? Безусловно, второе. Ибо наступает момент, когда самым увлекательным интеллектуальным занятием становится разглядывание черновиков, сносок, ссылок, замечаний на полях. Основной текст прочитан и выучен наизусть (если не головой, то духом). Поэтому с упоением собираем “музейную” экспозицию частных проб киноязыка, набросков незаконченных, небрежных киноэссе, в которых, однако, явно ощущается дыхание времени. Они и есть черновики, дневники и сноски со “звездочками”.

В эпизодах для программы мы, действительно, выслеживаем киноязыковой фарт. Неожиданные откровения съемочного толка. Так в иных дневниках можно столкнуться с чудесными литературными оборотами, на которые сам непрофессиональный литератор не обратит внимания или усмехнется своему словесному вензелю».