FLAHERTIANA–2000
Третий фестиваль нового документального кино «Флаэртиана 2000» прошел на курорте «Усть-Качка» (г.Пермь) с 15 по 21 мая 2000 года. Кинофестиваль проводится регулярно — раз в два года. Его учредителями являются Союз кинематографистов России, администрация Пермской области, киностудия «Новый курс» и Фонд поддержки и развития киноискусства Пермской области. Первый кинофестиваль «Флаэртиана» прошел в сентябре 1995 года, второй — в январе 1998 года. Финансовую помощь в проведении третьего кинофестиваля «Флаэртиана» оказал Институт «Открытое Общество».
Уже по сложившейся традиции фестиваль состоит из трех основных частей:
Кинопрограмма
Теоретическая конференция критиков и режиссеров
Практический семинар продюсеров и режиссеров
Программа документальных фильмов
составлена из лучших документальных фильмов, снятых на территории СНГ и стран Балтии, а также программы документального кино Германии и Франции. Партнеры с немецкой стороны — институт Гете, с французской стороны — посольство Франции в России и институт Люмьеров в Лионе.
Теоретическая конференция
На I фестивале в 1995 году режиссеры и критики обсуждали проблемы эстетической идентификации документальных фильмов, полемически обозначенных в названии фестиваля как «новое документальное кино». Начало такого рода фильмам было положено одним из основоположников документального кино американским режиссером Робертом Флаэрти. Многие работы российских документалистов 60-90-х годов в значительной степени опирались на опыт Флаэрти.
Конференция, проведенная в рамках II фестиваля «Флаэртиана 98», была посвящена проблемам времени в документальном кино. Доклады, прочитанные на конференции, с учетом поправок, внесенных самими авторами в результате дискуссий, будут опубликованы в каталоге фестиваля, который готовится в настоящее время к печати и выйдет в свет в текущем году.
Тема конференции III фестиваля «Флаэртиана 2000» — «Монтаж в документальном кино». Она продолжает разговор об эстетическом своеобразии российского документального кино. В конференции приняли участие преподаватели ВГИКа, известные кинорежиссеры-документалисты, кинокритики, специалисты по семиотике, музыковеды и литературоведы различных научных школ России, в том числе из Новосибирска, Самары, Перми, Санкт-Петербурга, Москвы и ряда других городов.
Практический семинар
Проблема, с которой столкнулись провинциальные независимые киновидеостудии, в последние годы связана с разрушением старой инфраструктуры производства фильмов. Практически прекратилось финансирование документальных проектов региональных студий за счет средств, выделяемых Госкино России. Перестал существовать российский кинопрокат — прежний рынок проката документальных фильмов. Созданные фильмы в основном показывались только в рамках кинофестивалей. И лишь малая часть достигала телевизионного экрана. Почти полностью разрушена техническая кинобаза. Практически во всех региональных телекомпаниях перестал существовать кинопроцесс. Переход на видео позволяет удешевить стоимость творческих документальных проектов, но не решает проблему финансирования производства фильмов, представления их зрителю.
В отсутствие финансирования Госкино создавать фильмы стало возможным только для и по заказу телекомпаний. Сегодня телевизионный рынок в России, в отличие от кинорынка, реально существует. Сейчас задача — научить продюсеров и режиссеров документального кино работать с телевидением.
Киностудия «Новый курс» последнее десятилетие работает в документальном кино и реально сталкивается с этими проблемами. Решение их мы видим в координации усилий провинциальных студий, нахождении понимания с телекомпаниями, финансистами, в поиске новых творческих идей способных заинтересовать зрителей.
Проект рассчитан, в первую очередь на руководителей независимых студий, художественных руководителей, режиссеров, молодых продюсеров, программных директоров телекомпаний. Его главная цель — формирование форм и способов существования региональных независимых студий в современных условиях.
Руководитель семинара — Печенкин П.А.