+7 (342) 241-38-02
+7 (342) 241-38-02Call
RUS

All news

ЗАМОЧНАЯ СКВАЖИНА ВРЕМЕНИ

В этом году на Международном фестивале документального кино «Флаэртиана» в третий раз покажут фильмы программы «Замочная скважина времени», посвященной любительским съемкам. В прошлом году были представлены две полнометражные российские премьеры картин из Бразилии и Израиля, в этом — две семейные хроники, снятые в 1970-х во Франции и России, отобранные кинокритиками и кураторами Мариной Дроздовой и Александром Киселевым.

«В этом году программа сосредоточена на субъективном времени – на том, которое запрятано в карманы нашей внутренней жизни и, как известно, иногда вообще ничего общего не имеет с внешней. Два фильма, в которых герои спрятаны (нарочно) или прячутся (не рискуют, хоронятся) между кадрами» пишет куратор программы Марина Дроздова.

Картина режиссеров Анни Арно, лауреата Нобелевской премии 2022, и Дэвида Арио-Брио «Годы Супер-8» — это дневник семьи Арно с 1972-го года по 1981-й, повествование, облеченное тайной. За внешней флегматичностью рассказа и монтажа скрывается последовательное противостояние главной героини — это сама Арно и ее голос — рутине и социальным условностям. Нынешняя Арно называет себя «гладкой молодой матерью» — двойником, который ведет за нее хозяйство, преподает, любит детей, посещает достопримечательности. В фильме мы видим, как голос героини невидимой тенью бродит по воспоминаниям: здесь и рассудительная критика, и саркастическая оценка цвета обоев поверх семейных воспоминаний рождественского утра, кинокамера, которая вечно находится в руках ее мужа, как неброский знак естественного ущемления прав, путешествия по Швейцарии и коммунистической Албании.

Второй фильм «Чтобы не забыть», снятый режиссером Лаура Габэ, перемещает зрителя в Уругвай и погружает в сумбурное расследование бегства ее отца от военной диктатуры в июне 1973-го года. В картине мы видим коллаж из уцелевших кинокадров и фотографий, записи на аудиокассетах, которые семья годами записывала на магнитофон для отца. Отец так и останется загадкой, и в кадрах мы увидим одного из его друзей, который вернулся после падения диктатуры. Однажды он вскакивает из-за стола, услышав из открытого окна голос палача, который его пытал. В фильме «пронзительно точно запечатлено ощущение всеобщего молчания и замалчивания — молчания, проскальзывающего сквозь Время: много невысказанного контекста, который не был  тогда высказан, и сейчас уже нельзя так в лоб» — говорит Алина Стабровская, координатор программы.

Посмотреть эти фильмы зрители смогут в сентябре на фестивале. Расписание и билеты появятся на сайте.